04.12.2021
Проект
«Музыкально–ритмическая
и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей» «Мы любим
танцевать!» (подготовительная
группа)
Участники
проекта: дети,
родители группы, педагоги ДОО.
Вид
проекта: инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Сроки
реализации проекта:
2018-2019 учебный год.
База реализации проекта:
МАДОО Детский сад «Рябинка», подготовительная группа.
Каждый ребенок – маленький лучик,
Вместе собравшись, - журчащий
родник.
Что понесут они речкою жизни?
Ты призадумайся только на миг.
Обоснование
актуальности проекта:
Обращенность современной системы образования к
культурным ценностям актуализирует проблему приобщения к культуре и искусству
уже в дошкольном возрасте. Российский национальный проект «Образование»
обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной
творческой индивидуальностью и высоким уровнем духовности.
В законе Российской Федерации «Об образовании»
указано на гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В ФГОС ДО выделена система поддержки талантливых детей,
которая предполагает «одновременно с реализацией стандарта общего образования
выстраивание разветвлённой системы поиска и поддержки талантливых детей, их
сопровождения в течение всего периода становления личности».
Проблемой развития творческих способностей ребенка
занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А.В. Запорожец, Б.В. Астафьев, А.В. Кенеман,
З. Фрейд, Т.Г. Казакова, В. Глоцер, Б. Джеферсон и другие, они считали, что
необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные
навыки, заложенные природой.
По мнению психологов и педагогов, детей следует как
можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. (Л.С. Выгодский, Л.А.
Баренбойм, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина).
Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике
необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение
в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях,
вместе c тем считал, что музыка является первоосновой.
Недостаточный диапазон музыкально-ритмических и
танцевальных движений, предлагаемых программой «От рождения до школы» в
условиях ДОО влияет на развитие музыкально-творческих способностей ребенка.
Изучив методическую литературу и проанализировав её,
мы сделали выводы:
•
Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности
с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих
качеств личности.
• Одним из
условий развития творчества является осознанное отношение детей к
средствам танцевальной выразительности.
• Организуя
работу по развитию творческих способностей детей, возникла необходимость
большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
• Наличие
образных музыкально-двигательных этюдов, которые способствуют коррекции личности, её
раскрепощению.
• Помочь
детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.
• Привлечь
внимание педагогов и родителей к музыкально-ритмическому и танцевальному
творчеству.
Цель
проекта:
Развивать творческие способности детей старшего
дошкольного возраста, потребность самовыражения в движении под музыку с помощью
музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
Задачи
проекта:
·
Разработать систему работы по
музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
·
Обновить развивающую среду по данному направлению.
·
Ввести дополнительные занятия для
развития творческих
способностей в танцевальной деятельности с
одаренными детьми.
·
Пополнить и подобрать дополнительный
музыкальный репертуар для обучения детей танцевальным импровизациям и танцевальным
движениям.
·
Ориентировать педагогов и родителей на
оказание помощи детям при работе в данном направлении.
Предполагаемый результат:
·
Проявление самостоятельности и
творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста в танце.
·
Переход к развернутым и сложным танцевальным композициям,
используя которые можно продолжать развитие детского творчества в движении
(исполнительского и композиционного).
·
Раскроется индивидуальность каждого
ребенка, проявится его одаренность.
·
Дети с желанием будут учиться танцевать.
·
Педагоги и родители смогут осуществлять
работу в данном направлении, помогая детям.
Механизм реализации
проекта:
• анализ
допроектной деятельности;
• изучение
и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному
направлению;
• подбор
музыкального сопровождения;
•
подготовка программно-методических условий;
• отбор
необходимых средств и форм для развития творческих способностей;
•
пополнение развивающей среды в
группе;
•
организационная работа;
• работа с
педагогами ДОО;
• работа с
родителями;
•
мониторинг управления качеством реализации проекта.
Инновационность проекта:
Работа по проекту дает возможность развивать
творческие способности ребенка в танце, развивать его потенциал, уверенность в
себе. Приобретаются такие качества, как выдержка, внимательность, умение
владеть своим телом, ребенку дается возможность почувствовать радость от
движения под музыку.
Ресурсное
обеспечение реализации проекта:
Техническое
обеспечение.
- Компьютер.
- Принтер.
- Фотоаппарат.
- Телевизор.
- Проектор.
- Аудио и видеотехника.
Методические
пособия.
-
Музыкальный материал (ноты).
- Учебно-методическая
литература.
Медиатека.
- Мультимедийные презентации.
- Фонограммы.
Оборудование.
- Различные
предметы для танцевального творчества (цветные платки, ленты, кольца,
шарики, деревянные ложки, султанчики и др.)
- Костюмы для выступлений.
Содержание проекта:
1
этап: Организационно-подготовительный (сентябрь
– октябрь 2018 г.)
Содержание деятельности:
• Изучение нормативной
базы по данному направлению.
•
Теоретическое осмысление проекта.
• Анализ
условий ДОО.
•
Составление диагностических карт, подбор диагностического
инструментария, анкет для родителей.
•
Диагностика детей, педагогов и родителей.
• Ознакомление с результатами диагностики
педагогов и родителей.
•
Тематическое планирование работы по движению.
•
Разработка системы развития творческих способностей детей через
музыкально-ритмическую и танцевальную деятельность.
• Создание
в ДОО полноценных условий.
•
Пополнение медиотеки, библиотеки методической литературы.
• Подбор
музыкального репертуара.
Продукт деятельности:
o
Подготовка нормативной документации и плана деятельности по внедрению
инновационного проекта.
o Диагностические
карты.
o Анкеты.
o Анализ
анкет (справка, диаграммы).
o
Перспективно-тематический план.
o Модель
взаимодействия педагогов.
o
Обогащение среды в группе:
изготовление костюмов, атрибутов.
o
Приобретение иллюстраций,
видеоматериалов, дисков с музыкой.
o
Библиотека, медиотеки для
родителей и педагогов.
o
Мультимедийные презентации.
Предполагаемый
результат:
- Осознание родителями и педагогами значимости
актуальности проблемы.
- Оптимальное взаимодействие всех участников образовательного
процесса.
- Модернизация предметно-пространственной среды ДОО.
2
этап: Основной (ноябрь 2018г – апрель 2019 г.).
Содержание деятельности:
•
Реализация системы развития творческих способностей детей с помощью
музыкально-ритмической и танцевальной деятельности: (кружок «Мы любим
танцевать!»; занятия с использованием творческих заданий, мультимедиа, игровые
задания; развлечения и досуги.
•
Консультации, семинары для педагогов и родителей.
•
Информационные материалы для педагогов и родителей.
Продукт деятельности:
o План
работы кружка.
o Конспекты.
o Сценарии.
o
Мультимедийные презентации.
o Конспекты
консультаций, выступлений.
o Буклеты,
стенгазеты, тематические выставки, фотовыставки и др.
Предполагаемый результат:
- Проявление самостоятельности и творческой
инициативы у детей старшего дошкольного возраста в танце.
- Накопление методического материала для педагогов
по данному направлению.
- Умение организовать эффективное взаимодействие с
родителями и детьми.
3
этап: Заключительный (май – июнь 2019 г.).
Содержание деятельности:
•
Подведение итогов и анализ результатов работы: итоговая диагностика, анкетирование родителей и
педагогов.
• Доработка
и систематизация методов, рекомендаций по данной проблеме.
• Обобщение
опыта работы на педагогическом совете ДОО.
•
Определение перспектив.
Продукт деятельности:
- Диагностический отчёт (справка, диаграммы).
- Выпуск методических брошюр.
- Информационный банк данных.
- Видеозаписи.
- Презентация.
- Выставка игрового, демонстрационного материала по
теме.
Предполагаемый результат:
- Переход к
развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно
продолжать развитие детского творчества в движении (исполнительского и
композиционного).
- Педагоги и родители смогут осуществлять работу в
данном направлении, помогая детям.
Перспективы:
-
Расширение содержания деятельности творческой
направленности.
- Использование в образовательном процессе
современного мультимедийного
оборудования.
- Модернизация предметно-пространственной среды ДОО.
Список используемой литературы:
1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», ЛОИРО
С-Петербург 2000г.
2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н.
Музыка и движение:
Упражнения, игры и пляски для детей 6-7
лет. – М., 1984.
3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и
методика
музыкального воспитания в детском саду. –
М., 1983.
4. Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном
творчестве в танце.
// Дошкольное воспитание, 1991. - № 12. С.
47-55.
5. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности.
– М., 1992.
6. Нашим детям: Игры, пляски и
музыкально-двигательные
упражнения для дошкольников: Сост.
Е.М.Дубянская. – Л.,
1986. – Изд. 5.
7. Руднева С.Д., Пасынкова А.В. Опыт работы по
развитию
эстетической активности методом
музыкального движения //
психологический журнал, 1989. – Т.З. - №
3.
8. Тарасова
К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.