10.03.2020
"Труд становится великим воспитателем, когда он входит в
жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает
пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире,
пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ,
без которых невозможна жизнь человека". В.А.Сухомлинский
Ребенок пролил воду на пол – не
спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или
тряпку. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать выводы, родителям
необходимо выработать привычку задавать ему наводящие вопросы, а не давать
указания и готовые алгоритмы.
Поощряйте
самостоятельную игру.
Предоставляйте детей самим себе, оставаясь наблюдателем. Это
побудит их выдумывать игры, воображаемые миры, нестандартный досуг. Позвольте
детям скучать и не стремитесь на каждое «мне скучно» предложить список
развлечений. Иногда стоит сказать: «Ну, так поскучай немного», как через пять
минут они сами находят себе занятие. Первая независимость ребенка – это
независимость в игре.
Разрешайте допускать
ошибки.
Вот ребенок собирает свою первую схему конструктора. С высоты
лет вы уверены, что он непременно ошибется, пропустит важную деталь. Все-таки
остановите свой порыв вмешаться и собрать модель по всем правилам. Только
ошибаясь и заблуждаясь, дети учатся искать выход из сложных ситуаций и
исправлять промахи. Вступайте, когда помощь потребуется и вас о ней попросят. В
остальных случаях гордитесь словами «я – сам».
Хвалите
за проявленную инициативу.
Дети самостоятельно помыли посуду, вызвались накрыть на стол,
впервые дотянулись до турника, скатились с горки, на которую несколько лет
боялись залезать, пришили пуговицу к рубашке – порадуйтесь вместе с ними. Не
указывайте на оставшуюся в углах пыль и пришитую наперекосяк пуговицу, а
непременно похвалите за желание сделать что-то самостоятельно. Ребенок, хотя бы
раз получивший похвалу и почувствовавший собственную важность от того, что
принес пользу, непременно захочет испытать это ощущение еще раз.
Не
вмешивайтесь в каждый шаг.
Детские конфликты стоит держать в поле зрения, но
предварительно дать участникам возможность решить их самим. Почувствуйте
момент, когда необходимо вступить и развести ссорящихся детей в разные стороны.
Но если это словесная перепалка или неумение поделить игрушки, позвольте детям
справиться с ситуацией самостоятельно, иначе кто-то из них всегда будет уповать
на помощь взрослых и манипулировать этим. Сейчас они учатся решать споры со
сверстниками в простой игре, во взрослой жизни этот опыт позволит им находить
выход из конфликтных ситуаций с коллегами, начальством, членами семьи.
Воспринимайте детей
всерьез.
Относитесь к их суждениям внимательно, чтобы в будущем они не
стеснялись приходить за помощью и знали, что их проблемы не будут умалять. Дети
доверяют взрослым, которые относятся к ним с уважением, слушают и разговаривают
на равных, не переходя на детский язык, не дразня и не высмеивая.
Поддерживайте в доме
среду, удобную для самостоятельных действий:
низкие шкафчики, из
которых ребенок сам сумеет доставать одежду, висящие на уровне глаз крючки для
верхней одежды, зубную щетку и мыло на доступном уровне, возможность самому
взять яблоко со стола или легко помыть его, приставив к мойке специальную
ступеньку. Желательно организовать быт так, чтобы детям не приходилось то и
дело просить взрослых помочь с элементарными вещами.
Вводите в курс
взрослых дел.
Полезным вещам можно научить в повседневных ситуациях: как
выкладывать продукты на ленту в супермаркете, оплачивать проезд в общественном
транспорте, куда выбрасывать мусор. Идите навстречу, когда дети захотят
порезать свой первый салат или перемешать миксером крем для торта. Держите их в
курсе хозяйственных дел: пусть посветят фонариком, когда вы снимаете показатели
квартирных счетчиков, сходят с вами в банк оплатить счета или на почту
отправить посылку.
Закрепляйте домашние
обязанности.
Каждая семья сама решает, что это будет: заправлять постель,
мыть пол в своей комнате, чистить аквариум и т. д. – у ребенка должна быть своя
зона ответственности и желательно, чтобы взрослые не касались этих дел.
На пути к тому, чтобы помочь детям стать
независимыми может стоять родительская занятость и спешка. Проще одеть ребенка
самому, чем ждать 10 минут, проще заправить постель за него, потому что это
будет аккуратно и так, как вам нравится, и, конечно, вы намного быстрее, по
сравнению с детьми, сделаете бутерброд. Однако это тот случай, когда спешка
играет плохую шутку: ребенку не дают понять, что есть вещи, которые он способен
делать сам и делать их отлично.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.03.2020
Дата обновления: 21.03.2020
Дата публикации: 10.03.2020