Рабочая программа воспитания МАДОУ Детский сад Рябинка

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п
1
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.1.1.
2.1.2.
2.1.3.
2.1.4.
2.1.5.
2.1.6.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

Наименование раздела
Пояснительная записка
Целевой раздел
Цели и задачи Программы воспитания
Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания
Содержательный раздел
Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Патриотическое направление воспитания
Социальное направление воспитания
Познавательное направление воспитания
Физическое и оздоровительное направление воспитания
Трудовое направление воспитание
Этико-эстетическое направление воспитание
Особенности реализации воспитательного процесса в МАДОУ Детский сад
«Рябинка»
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Организационный раздел
Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОУ
Организация предметно-пространственной среды
Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Календарный план воспитательной работы

Стр.
3
4
4
8
13
16
16
16
17
17
18
18
19
20
22
24
24
24
26
28
29
30

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения Детский сад «Рябинка» (далее – Рабочая программа воспитания)
определяет содержание и организацию воспитательной работы в МАДОУ д/с «Рябинка».
Рабочая программа воспитания разработана на основе требований Федерального закона от 31
июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», а также на основе примерной
рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих
образовательные программы дошкольного образования (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 2/21 от 01.07.2021
год).
Рабочая программа воспитания является обязательным компонентом основной
образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ и призвана
помочь всем участникам образовательныхотношений реализовать воспитательный потенциал
образовательной деятельности в соответствующих возрасту видах деятельности.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности воспитанников МАДОУ д/с
«Рябинка» предполагает преемственность по отношению к достижению воспитательных целей
начального общего образования (далее – НОО), к реализации Примерной программы
воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у
обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»1.
Рабочая программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного
идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке. В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат конституционные
и национальные ценности российского общества.
В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы
ДОУ является формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности.
Для того, чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они должны найти своё отражение
в основных направлениях воспитательной работы ДОУ.
Ценности Родины и природы лежит в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического воспитания.

1. Целевой раздел
1.1. Цели и задачи Программы воспитания
Общая цель воспитания в ДОУ – личностное развитие дошкольников и создание условий
для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям,
себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
базовыми
национальными
ценностями,
нормами
и
правилами,
принятыми в
обществе.
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.
Сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении
цели.
Направление воспитания: Патриотическое
Общие задачи по направлению:
1. Формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному
наследию своего народа.
2. Воспитание любви, уважения к национальным особенностям и чувства собственного
достоинства как представителя своего народа.
3. Воспитание уважительного отношения к народу России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности.
4. Понимание единства природы и людей и воспитание бережного ответственного
отношения к родной природе.
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
Задачи:
- Формирование у ребенка привязанности, любви к семье и близким, окружающему
миру.
- Формирование навыков безопасного поведения в условиях своей местности.
Дошкольный возраст (до 8 лет)
Задачи:
- Воспитание у ребенка любви к своей малой родине и к стране.
- Формирование чувства привязанности к родному дому, семье, близким людям.
- Расширение знаний детей о Парке Победы нашего села.
Направление воспитания: Социальное
Общие задачи по направлению:
1. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи с
детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской
литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах
деятельности (на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы о слабых членах
общества. Анализ поступков самих детей в группе в различных ситуациях.
2. Формирование полоролевых позиций (нормы поведения, присущие девочкам и
мальчикам).
3. Формирование навыков, необходимых для жизни в обществе: эмпатии
(сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения
договариваться, умения соблюдать правила.

4. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
5. Формирование речевой культуры как способности воспринимать, транслировать и
создавать тексты на родном языке; проявлять осознанное и творческое отношение к языку.
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
Задачи:
- Подготовка к будущей семейной жизни, к роли матери и отца.
- Развитие способности различать свою половую принадлежность по внешним признакам
(одежде, прическе) и имени.
- Формирование способности понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».
- Формирование у ребенка интереса к другим детям, способности бесконфликтно играть
рядом с ними.
- Поощрение проявления ребенком самостоятельности, позиции «Я сам!».
- Воспитание у ребенка чувства доброжелательности, поощрение проявления сочувствия,
доброты.
- Формирование у ребенка способности к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении, умения общаться с другими людьми с помощью вербальных и
невербальных средств общения.
- Создавать условия для овладения ребенком речью.
- Обучение детей взаимодействовать друг с другом в различных видах продуктивной
деятельности.
Дошкольный возраст (до 8 лет)
Задачи:
- Воспитание у ребенка уважения и принятия ценности семьи и общества.
- Формирование между мальчиками и девочками дружественных отношений,
основанных на нравственных нормах взаимоотношения полов.
- Формирование способности и поощрение проявлений ребенком сочувствия и заботы,
ответственности за свои действия и поведение, проявлений задатков чувства долга,
нравственных поступков.
- Формирование у ребенка уважения и принятия различий между людьми.
- Способствование формированию у ребенка основ речевой культуры.
- Формирование у ребенка дружелюбия и доброжелательности, искренности,
правдивости, умения слушать и слышать собеседника.
- Формирование у ребенка способности взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками.
- Приобщение детей к участию в национальных играх;
- Организация совместной проектной деятельности детей по конкретной тематике.
Направление воспитания: Познавательное
Общие задачи по направлению:
- Развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы.
- Формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний.
- Приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники,
дискуссии и др.).
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
Задачи:
- Формирование и поддержание интереса ребенка к окружающему миру и активности в
поведении и деятельности.
- Формирование у детей интереса к книге.
- Ознакомление ребенка с природой родного края.

Дошкольный возраст (до 8 лет)
Задачи:
- Формирование у ребенка любознательности, наблюдательности, потребности в
самовыражении, в том числе творческом.
- Поощрение и поддержание у ребенка активности, самостоятельности, инициативы в
различных видах деятельности и в самообслуживании.
- Формирование у ребенка первичной картины мира на основе традиционных ценностей
российского общества.
- Создание условий для изучения свойств различных объектов в условиях нашего
региона.
- Выращивание растений.
- Организация проектной деятельности.
Направление воспитания: Физическое и оздоровительное
Общие задачи по направлению:
- Способствование закаливанию организма, повышению сопротивляемости к
воздействию условий внешней среды; укреплению опорно-двигательного аппарата и
формированию рациональной осанки.
- Развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям,
формирование представлений в области физической культуры, спорта, здоровья и безопасного
образа жизни.
- Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости,
настойчивости и др.).
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
Задачи:
- Приобщение ребенка к выполнению действий по самообслуживанию: мытью рук,
самостоятельному приему пищи, приготовлению ко сну и т. д.
- Формирование и поддержание у ребенка стремления быть опрятным.
- Формирование и поддержание интереса к физической активности.
- Приобщение ребенка к соблюдению элементарных правил безопасности в быту, в ДОО,
на природе.
- Напоминание детям о том, что они всегда могут обратиться за помощью к воспитателю,
другому ребенку.
- Ознакомление детей с национальными традициями здорового питания. Дошкольный
возраст (до 8 лет)
Задачи:
- Формирование у ребенка основных навыков личной и общественной гигиены.
- Формирование и поддержание у ребенка стремления соблюдать правила безопасного
поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.
- Поддержание у детей желания помогать малышам безопасно вести себя в помещении и
на прогулке, бережно относиться к ним.
- Приобщение детей к занятиям национальными видами спорта
- Формирование понимания причин безопасного поведения в условиях своей местности.
Направление воспитания: Трудовое
Общие задачи по направлению:
- Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду; познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое является следствием трудовой
деятельности взрослых и труда самих детей.

- Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
- Формирования трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
Задачи:
- Приучение ребенка к поддержанию элементарного порядка в окружающей обстановке.
- Формирование и поддержание стремления помогать взрослому в доступных действиях.
- Формирование и поддержание стремления к самостоятельности в самообслуживании, в
быту, в игре, в продуктивных видах деятельности.
- Формирование навыка уборки игрушек.
- Знакомство с профессиями родителей.
Дошкольный возраст (до 8 лет)
Задачи:
- Формирование понимания ценности труда в семье и в обществе на основе уважения к
людям труда и результатам их деятельности.
- Поощрение проявлений у ребенка трудолюбия при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
- Организация регулярных дежурств.
- Воспитание уважительного отношения и интереса к профессиям: врач, учитель,
воспитатель, милиционер, пожарный.
Направление воспитания: Этико-эстетическое
Общие задачи по направлению:
- Воспитание у детей уважительного отношения к окружающим людям, к их делами,
интересами, удобствами, результатам творчества других детей.
- Воспитание культуры общения ребенка с взрослыми и сверстниками: общительности,
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах.
- Воспитание культуры речи.
- Воспитание культуры деятельности.
- Формирование чувства прекрасного.
- Построение взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с
воспитательной работой, через развитие восприятия, образных представлений, воображения и
творчества.
Младенческий и ранний возраст (до 3-х лет)
Задачи:
- Воспитание у ребенка эмоциональной отзывчивости к красоте.
- Формирование и поддержание у ребенка интереса и желания заниматься
продуктивными видами деятельности.
- Поддержание у ребенка эстетически привлекательного образа своего пола.
-Знакомство с особенностями национальных костюмов.
Дошкольный возраст (до 8 лет)
Задачи:
- Формирование у ребенка способности воспринимать и чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве.
- Формирование и поддержание у детей стремления к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.
- Формирование у ребенка основ художественно-эстетического вкуса.
- Формирование у детей культуры поведения в соответствии со своим полом.
- Ознакомление с историческим контекстом возникновения художественного

произведения своего региона;
- Приобщение к ремеслам Бичурского района.
- Создание творческого продукта на основе ремесел родного села.
1.2. Принципы и подходы построения Программы воспитания
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности
ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание
воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация
(обогащение) развития ребѐнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС
ДО.
Программа
воспитания
построена
на
основе
духовно-нравственных
и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
- принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности,
свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности,
патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и
окружающей среде, рационального природопользования;
 принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и
традициях России, включая культурные особенности региона;
 принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему
диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку
реальную возможность следования идеалу в жизни;
 принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов
личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и
безопасного поведения;
 принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их
освоения;
 принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все
дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических,
языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Принципы и подходы реализуемые в раннем возрасте:
- принцип развития. Развитие понимается как появление у ребенка нового отношения к
миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию,
освоение новых способов деятельности. Все это находит свое отражение в детской
инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то стремится, что-то сам
придумывает, старается достичь результата. Маленьких детей необходимо уважать. Развитие
интегрировано и цельно. Изменения, связанные с развитием, сложны и не всегда очевидны.
Развитие взаимообусловлено. Изменения в одной сфере, как правило, оказывают воздействие на
другие сферы. Использование стадий развития полезно, но только как руководство к действию.
Вариативность - сущность развития. Развитие – неровный процесс. В ходе приобретения детьми

новых навыков поведение детей может ухудшиться или стать менее дисциплинированным, чем
раньше. Развитие проходит в социальном контексте;
- принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание. Каждый
период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая,
самобытная, неповторимая жизнь;
- принцип деятельности. Решение образовательных задач в детском возрасте должно
опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения
со взрослым;
- опора на игровые методы. Игра в широком смысле данного термина является
универсальным методом воспитания и развития маленьких детей. Любая игра обладает
комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение
ребенку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самихдетей
друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно
реализовать себя.
- принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в
личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно-ориентированное
взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого
ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей
индивидуальности;
- принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В
программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора игр,
занятий, материалов. Даются методические рекомендации воспитателям по проведению
наблюдения за развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач;
- принцип непрерывности и преемственности содержания образования детей
раннего и дошкольного возраста. Реализация данного принципа проявляется в понимании
преемственности в целях, задачах, принципах, содержании, методах, формах воспитания и
обучения детей раннего и дошкольного возраста. В связи с этим содержание образования
выстраивается по тем же направлениям в развитии ребенка, что и в дошкольном возрасте:
охрана здоровья и физическое развитие детей, познавательное, социально-личностное,
художественно-эстетическое развитие. Ориентация на целостное развитие ребенка во всех
предметных областях и видах деятельности: развитие в единстве когнитивной, эмоциональной,
волевой сфер, т. е. формирование представлений, способов познания, чувств, поступков,
способов действия. При этом предполагается, что на последующих возрастных этапах
продолжится развитие тех же качеств личности, способностей, но уже на другом, более
высоком уровне. Принцип преемственности предполагает достижение согласованности в
подходах к воспитанию и обучению ребенка в образовательном учреждении и семье;
- принцип индивидуально-дифференцируемого подхода к воспитанию малыша.
Общепризнанность, неповторимость каждого ребенка, в частности индивидуальных темпов его
развития. Актуальность этого принципа вызвана изначально различным уровнем развития
ребенка, зависящим от многих факторов: особенностей развития в перинатальном периоде,
различных условий семейного воспитания, стихийного опыта, приобретенного в различных
ситуациях, и т. п.;
- принцип сбалансированности репродуктивной, репродуктивно-вариативной,
исследовательской и творческой деятельности. Эти принципы применительно к детям
раннего возраста предполагают, при всей значимости и приоритетности обучения и воспитания,
построенного на подражании, и необходимости использования прямого образца способов
действия, начинать обучение все-таки с предоставления ребенку возможностей
самостоятельных проб в освоении материала. В этом случае запланированные взрослым
элементы исследовательской активности ребенка и характер их выполнения, выявляемые в

процессе наблюдения за ним, создают основу для определения взрослым доступного и
одновременно развивающего содержания и способа освоения его малышом, т. е. обучение
организуется в зоне ближайшего развития малыша. Именно поэтому при усвоении ребенком
того или иного содержания, способов действия возможен перенос их в новые условия,
обобщение, вариативное применение и даже решение проблемных задач совместно с педагогом.
- принцип полноты содержания образования. Требования ФГОС ДО к содержанию
образования детей предполагают обеспечение условий для всестороннего развития ребенка.
Содержание дошкольного образования (в том числе образования детей раннего возраста)
включает следующие сферы развития ребенка: познавательное, речевое, социальнокоммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие. В Программе
предусмотрено создание условий для всех линий развития;
- принципом интеграции содержания образования. В соответствии с современными
психолого-педагогическими представлениями, содержание образования детей должно быть не
узко предметным, а интегрированным. Принцип интеграции предполагает сочетание и
взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это
обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им
окружающего мира, его всестороннее развитие;
- принцип сотрудничества ДОУ с семьей реализуется как в организационном, так и в
содержательном плане.
Перечисленные выше принципы реализуются в укладе ДОУ, включающем
воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру
поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и
социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового циклов жизни ДОУ.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми
участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими
сотрудниками ДОУ).
Для создания качественных условий воспитания, обучения и развития детей
осуществляется сотрудничество с учреждениями образования и культуры. Самораскрытие
личности и самореализация творческих способностей воспитанников обеспечивается
социальными партнерами, что способствует успешной социализации воспитанников.
Социальное партнерство и сотрудничество, обеспечивая степень открытости
образовательного учреждения, является важным механизмом реализации программы
воспитания.
Воспитывающая среда ДОУ
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, ,
реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными
характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.
Общности (сообщества) ДОУ
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между
людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОУ. Сами
участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы.
Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной
деятельности.

Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми
внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе
чувства доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость
к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к
заболевшему товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность
и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые
сплачивали бы и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели
развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение
усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно
различается дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми
особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые
необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку
как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех
участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят
взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В
каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от
решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного
развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного
поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть,
трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе
сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие
же, как он сам, что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель воспитывает у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том
или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг
другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной
цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В

детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так и с
младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и
приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам
поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать
авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и
ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе
обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера,
эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная
сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель соблюдает кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

первым;



педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
педагог описывает события и ситуации, но не даѐт им оценки;

 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность заповедение
детей в детском саду;


тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;



уважительное отношение к личности воспитанника;



умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;



умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;



уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;

 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то жевремя
не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;


умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;



знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;



соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек
растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и
поведение человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно- содержательной
основе Программы воспитания.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные
особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального
партнерства образовательного учреждения.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности
как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
Деятельности и культурные практики в ДОУ
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать

следующие основные виды деятельности и культурные практики:
 предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он
открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации
совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
 культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их
реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
 свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы
воспитания
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому
результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в
виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы
личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не
получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном
развитии человека в будущем.
На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы в
соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей».
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направление

Ценности
воспитания
Патриотическое Родина,
природа
Человек,
Социальное
семья,
дружба,
сотрудничес
тво

Познавательное Знание

Показатели
Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким,
окружающему миру.
Способный понять и принять, что такое «хорошо»и
«плохо».
Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий
чувство
удовольствия
в случае
одобрения и чувство огорчения в случае неодобрениясо
стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении. Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и невербальных средств
общения.
Проявляющий интерес к окружающему
миру
и активность в поведении и деятельности.

Здоровье
Физическое
и оздоровительное

Трудовое

Труд

Этикоэстетическое

Культура и
красота

Выполняющий действия по самообслуживанию: моет
руки,
самостоятельно
ест,
ложится
спать и
т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической активности.
Соблюдающий элементарные правила безопасности
в быту, в ОО, на природе.
Поддерживающий
элементарный
порядок
в окружающей обстановке.
Стремящийся
помогать
взрослому
в доступных
действиях.
Стремящийся
к
самостоятельности
в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных
видах деятельности.
Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видами деятельности.

Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
Ценности
воспитания
Патриотическое Родина,
природа
Социальное

Человек,
семья,
дружба,
сотрудничес
тво

Познавательное Знания

Здоровье
Физическое и
оздоровительное

Показатели
Любящий свою малую родину и
имеющий
представление о своей стране, испытывающий чувство
привязанности к родному дому, семье, близким людям.
Различающий основные проявления добра и зла,
принимающий и уважающий ценности семьи и общества,
правдивый, искренний, способный к сочувствию и
заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки
чувства долга: ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия между
людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и
слышать собеседника, способный взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками на основе общих
интересов и дел.
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий
активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной,
игровой,
коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании, обладающий
первичной
картиной мира на основе традиционных ценностей
российского общества.
Владеющий
основными
навыками
личной и
общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила
безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Этикоэстетическое

Культура и
красота

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на
основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности,
проявляющий
трудолюбие при
выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в
быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к
отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности,
обладающий
зачатками
художественно-эстетического вкуса.

2. Содержательный раздел
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого
является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей
стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему
народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей
образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия
«патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
 когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
 эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России,
уважением к своему народу, народу России в целом;
 регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных
традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и
будущее своего народа, России.
При реализации задач патриотического воспитания педагог ДОУ должен сосредоточить
свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;
 организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей
к российским общенациональным традициям;
 формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности
человека.
Виды детской деятельностей и культурные практики в ДОУ:
 чтение детям книг, обсуждение прочитанного;
 создание условий для эмоционального сопереживания за положительных героев
в ходе просмотра/чтения произведений, посвященных героям России, значимым
событиям прошлого и настоящего;
 организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение
детей к общенациональным культурным традициям, к участию в праздниках (с
привлечением семей воспитанников);
 организация специальных игр и занятий, направленных на обогащение




словарного запаса на основе фольклора родного народа;
пение народных песен;
организация народных игр.

2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в
собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование
правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно
без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть
личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным
аспектом является формирование у дошкольника
представления
о
мире
профессий
взрослых,
появление к моменту подготовки к школе положительной
установки к обучению в школе как важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается в
формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия,
создания условий для реализации в обществе.
Основные направления социального воспитания:
 организация сюжетно-ролевых игр (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами,
традиционные народные игры и пр.;
 учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
 учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
 организация коллективных проектов заботы и помощи;
 создание доброжелательного психологического климата в группе.
 формирование самостоятельности.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование
ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира, в
которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям,
природе, деятельности человека.
Направления деятельности педагога:
 совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра
доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
- организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной и
исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
 организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей
иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа
конструкторы и наборы для экспериментирования.

2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового
образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие
и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности:
выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта,
прогулок.
Направления деятельности педагога:
 организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр,
дворовых игр на территории детского сада;
 создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
 введение оздоровительных традиций в ДОУ.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной
частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников
понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене и
здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны
формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых
ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью,
ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него
привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
 формировать у ребенка представления о ценности здоровья, красоте и
чистоте тела;
 формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
 включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должнавестись в
тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен
принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в
детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд
оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к
осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
При реализации задач по трудовому воспитанию воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях воспитательной работы:
 показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни,
использовать его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
 воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена с
трудолюбием;
 предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они

почувствовали ответственность за свои действия;
 собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее
настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
 связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко
социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные
представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с
накоплением нравственных представлений.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами,
интересами, удобствами;
 воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
 воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству; не
перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
 воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с
игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к
предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после
завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести в
порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к
красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей
внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают
следующее:
 выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей с
воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и
творчества;
 уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их
произведений в жизнь ДОУ;
 организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и

2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в МАДОУ Детский сад
«Рябинка»
МАДОУ Детский сад «Рябинка» расположен в сельской местности в спальном районе села.
Режим работы учреждения: 07:45-17:15 ч. при пятидневной рабочей неделе. Рабочая программа
воспитания реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в детском саду.
Процесс социализации личности ребенка осуществляется в тесном контакте с социальными
институтами. Планируем осуществлять сотрудничество:
Название социальной
Цель взаимодействия
структуры
МБОУ «Бичурская СОШ № 1»,
Обеспечить создание
МБОУ «Бичурская СОШ № 3».
системы непрерывного
образования, связь и
согласованность целей, задач,
методов и средств воспитания и
обучения в детском саду и школе.
МАОУ ДО «Бичурская
Накопление и обогащение
детско-юношеская спортивная
двигательного опыта детей,
школа»
формирование устойчивого
интереса к занятиям физической
культурой и спортом.
МБУ «Бичурская
Развитие интереса к книгам.
централизованная библиотечно–
краеведческая система»
РДК
Развитие творческого
потенциала детей.
ОГИБДД ОМВД
Профилактика детского
дорожно – транспортного
травматизма.
МБДОУ д/с
Формирование устойчивого
«Подснежник»
интереса у детей к истории и
культуре семейских Забайкалья
Виды и формы организации воспитательной работы
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в следующих видах и
формах организации воспитательной работы:
Творческие конкурсы позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу по
нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, умственное и эстетическое
воспитание, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий.
Творческие конкурсы способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка,
которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о
видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование
сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной

20

творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).
Творческие конкурсы стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных способностей;
чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие
способности.
Творческий конкурс – не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и
расширение образовательной деятельности, где развитие получают все участники процесса:
ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию
для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и
вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а
родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и
системой оценки.
Творческие конкурсы создают условия для приобретения социального опыта участия
ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по
подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.
ДОО проводит творческие конкурсы в различных формах, например, конкурсы, выставки.
Конкретная форма проведения мероприятия определяется календарным планом воспитательной
работы ДОУ.
ДОУ помогает подготовиться семье к успешному участию в конкурсе, выставке.
Консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Педагогам
приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка, понимать современного
родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать
посильную помощь в развитии детей дома.
Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих конкурсов
педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по воспитанию родителя
и преемственности развития ребенка в семье и детском саду.
Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти,
внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний,
полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию
социально-коммуникативных навыков.
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих
целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям расслабиться и
подвигаться.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию
речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для
того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще
получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким
образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и
почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет
усерднее.
Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить представление о том, какие
у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.
В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с
умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми
стоит поработать дома. Помимо этого педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе:
насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.
Педагогический коллектив вправе не приглашать членов семьи воспитанника на праздники
21

в ясельных группах, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к
которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических
вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается.
ДОУ организует праздники в форме тематических мероприятий, например, праздник осени,
Новый год, Рождество, мамин праздник, День Победы, а также утренников. Конкретная форма
проведения праздника определяется календарным планом воспитательной работы ДОУ.
Организация различных акций может пересекаться с праздниками, но существенно
отличается от остальных воспитательных мероприятий детского сада тем, что акции направлены на
раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными
традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира.
При проведении акции важно продумать его форму и социальный смысл, который
необходимо донести до детской души. Конкретная форма проведения акции определяется
календарным планом воспитательной работы ДОУ.
В основе акций лежит комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников:

формирование духовно-нравственных норм и ценностей;

раскрепощение, снятие эмоционального напряжения;

социализация, развитие коммуникативных навыков.
В процессе проведения акции ребенок участвует в разных видах деятельности,
организованных согласно принципам природосообразности детей: игровой, музыкальной,
театрализованной и коммуникативной.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко
используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод
развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается
творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и
инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности) и играм с правилами
(дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные и т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее
содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня
развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских
способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.
Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и
опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во
время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с
целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с
отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле, например, часто
болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной работе и т.д.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в
процессе реализации Программы воспитания
Участие семьи – неотъемлемая и уникальная часть программы воспитания. Семья является
институтом, который оказывает наиболее сильное влияние на развитие ребенка в период раннего и
дошкольного возраста. Работа ДОУ будет успешной, если будет обеспечено сотрудничество с
семьей. Родители могут и должны играть важную роль в образовательной деятельности. А
педагогам, реализующим программу воспитания, необходимо учитывать в своей работе такие

22

факторы, как условия жизни в семье, состав семьи, ее ценности и традиции, а также уважать и
признавать способности и достижения родителей (законных представителей) в деле воспитания и
развития их детей.
С одной стороны, педагоги информируют родителей о жизни ребенка в условиях
образовательной организации, о психолого-педагогических подходах к процессу образования
детей, принятых в ДОУ, с другой стороны, узнают о жизни ребенка и его семьи вне
образовательной организации, о том какие аспекты воспитания и обучения представляют
наибольшую ценность для родителей (законных представителей). Кроме этого активное участие
родителей в жизни образовательного учреждения, которое посещает их ребенок, формирует у них
чувство принадлежности, общности с другими семьями и педагогическим коллективом.
Необходимость партнерского взаимодействия, ориентация на преемственность и
взаимодополняемость определяется в программе воспитания общностью задач образования и
развития ребенка.
Программа предусматривает, и педагоги и родители берут на себя обязательство
действовать сообща, развивая дух сотрудничества. Общение, взаимное уважение, принятие
различий и, прежде всего признание важности интересов ребенка создают основу для
плодотворного сотрудничества. С помощью взрослых (педагогов, родителей) и в самостоятельной
деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с
окружающими, овладевает культурными практиками в процессе приобщения к культурным
образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации и т.
п.), приобретая тем самым культурные умения. Процесс приобретения общих культурных умений
во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в
роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Основной
функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно
ребенка включение взрослого в процесс деятельности.
Для ДОУ важно интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание,
сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебновоспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы
и дискуссии, круглые столы, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных
форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные
бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются
родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др.

23

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические, психологопедагогические, нормативные, организационно-методические и др.) интегрируются с
соответствующими пунктами организационного раздела ООП ДО.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои собственные,
– для всех участников образовательных отношений: руководителей ДОУ, воспитателей и
специалистов,
вспомогательного
персонала,
воспитанников,
родителей
(законных
представителей), субъектов социокультурного окружения ДОУ.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового цикла жизни ДОУ.
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда
раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда –
это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его
особенности, степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
 «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую
воспитанию необходимых качеств;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются
нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально
организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего
достижение поставленных воспитательных целей;
 «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт
деятельности, в особенности – игровой.
Уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с
уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:
1. Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе
современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и
средства обучения.
2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4. Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых
реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических,
национальных и др.)
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. Событие ДОУ
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность
взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживаниятой или иной
ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята,
раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности. Этот
процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен быть
направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация. В
каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий

24

детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент,
традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые
проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события
проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной
работы ДОУ, группы,
ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в ДОУ возможно в следующих формах:
- разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детсковзрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры
и т.д.);
- проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература,
прикладное творчество и т.д.), профессий, культурных традиций народов России;
- создание творческих детско-взрослых проектов.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл воспитательной и
методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет
каждому педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать
работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
В планировании образовательной деятельности с детьми отражены особенности
традиционных событий, праздников, мероприятий, организуемых в детском саду:

Празднование Нового года

Выпускной бал

День знаний

День Победы

8 марта
Традиционными
общими праздниками являются сезонные праздники, которые
основываются на народных традициях и фольклорных материалах:

«Осенины»,

«Масленица»,

«Колядки»,

«Сагаалган».
Общекультурными традициями жизни детского сада стали такие формы как:
- танцевальный флэш-моб;
- взаимодействие детей старшего и младшего дошкольного возраста в детском саду;
- концерты;
- ярмарки;
- творческие мастерские;
театр.
Планируются совместные досуговые события с родителями:
- концерты;
- выставки продуктивных видов творчества;
- выставки семейного творчества;
- встречи с интересными людьми;
- спортивные и музыкальные праздники.
Запланированные мероприятия на учебный год находят свое отражение в ежегодно
25

составляемом общностью педагогов ДОУ примерном календарном плане воспитательной
работы.
Каждый человек – неповторимый, особенный. Как нет двух внешне одинаковых людей, так
нет и двух людей с абсолютно одинаковым внутренним миром, одинаковым опытом,
интересами, устремлениями. Именно уникальность каждого «жителя» детского сада (взрослого,
ребенка) и должна стать предметом развития. Мы говорим о «жителях» детского сада, потому
что стремимся сделать его Домом для детей, их родителей и сотрудников. Поэтому, такие
разные и непохожие люди должны объединиться вокруг чего-либо, значимого для каждого.
Этим значимым, объединяющим вокруг себя всех, по нашему мнению, должен стать Детский
сад. Воспитание у детей чувства дома по отношению к детскому саду мы считаем основной
своей задачей.
Уклад жизни ДОУ:

«Утренний сбор»: обсуждение с детьми планов на предстоящий день;
 «Вечерний сбор»: обсуждается прошедший день, воспитатель говорит о том, как
положительно отличился каждый из ребят, что важного сделали, что получилось, а над чем
нужно еще поработать, развитие рефлексивных навыков;
 «Общее приветствие всех детей группы, участие детей в планировании собственной
деятельности и жизнедеятельности группы»: установление в группе благоприятного
микроклимата, развитие функции планирования, становление позиции субъекта деятельности;
 «Чествование именинника»: поздравление именинника: водим хоровод и поем каравай, а
еще дети высказывают свои пожелания, таким образом подчеркиваем значимость каждого
ребенка в группе;
 «Обживание группы» в начале года, завершающееся новосельем: формирование «чувства
дома» по отношению к своей группе, участие каждого в ее оборудовании и оформлении;
 «Минутки общения»: педагог имеет возможность уделить время ребенку, выслушать его,
сыграть в игру, помочь в чем-то, тем самым создавая благоприятные условия для
психологического комфорта ребенка, а так же формируя чувство значимости и доверия;
 «Гордость детского сада»: на стенде вывешиваются благодарности и сертификаты детей,
тем самым отмечая их успехи в различных конкурсах, соревнованиях, олимпиадах;

«Собирание коллекций»: осознание и развитие личных интересов ребенка, развитие
любознательности, воспитание навыков бережного отношения к собственным вещам.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Предметная развивающая среда обеспечивает возможность реализации образовательных
областей: личностно-коммуникативного, физического, речевого, познавательного, художественноэстетического развития ребенка в образовательном процессе, включающем:
- совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
- свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной взрослыми
предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым
ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со
сверстниками или действовать индивидуально.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Предметно-игровая среда содержит «предметы-оперирования», «игрушки- персонажи».
В связи с тем, что игровые замыслы ребенка весьма разнообразны, весь игровой,
познавательный, конструктивный, материал размещен таким образом, чтобы дети могли легко

26

подбирать игрушки и материал комбинировать их «под замыслы».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития
восприятия, мышления, речи ребенка.
К образно-символическому материалу относятся специально разработанные, так
называемые «наглядные пособия», репрезентирующие мир вещей и исторических событий
Республики, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и
различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей,
пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными
изображениями, серии картинок и т.п. В этот тип включаются и материалы, содержащие
графические (наглядные) модели, подводящие ребенка к "скрытым" от реального действия, более
абстрактным и обобщенным связям между вещами и событиями исторического, географического
прошлого и настоящего. Это как специально разработанные для детей иллюстрированные схемытаблицы, графические «лабиринты», так и существующие во "взрослой" культуре, но доступные
пониманию дошкольника условные изображения в виде карт, схем, чертежей (например, глобус,
карта и т.п.).
Образовательная область «Речевое развитие»
В речевом развитии большое значение имеет нормативно-знаковый материала языковых и
числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы
букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п. Этот материал,
который постепенно опробуется и исследуется ребенком, готовит его к освоению письменной речи
(чтения и письма), начальной математики, т.е. к овладению универсальными человеческими
средствами внутренней мыслительной деятельности.
Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской
деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, они изменяются от простого к
сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для развития
речи ребенка.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
К изобразительным (продуктивным) видам детской деятельности относятся рисование,
лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового
материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенкадошкольника.
Социально-коммуникативному,
художественно-эстетическому
развитию
ребенка
способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при
создании рисунка, лепки, поделки и т.п., которые можно использовать самому или показать и
подарить другим.
В процессе изобразительной деятельности у детей формируется способность к
целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.
Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий
характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать
окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет
на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.
Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает
полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет
его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение –
самому себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с
27

разными материалами дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры,
получить широкие представления об их использовании, способах обработки используемыми как
народными мастерами и ремесленниками прошлого, так и художниками, дизайнерами настоящего.
Предметно-развивающая среда развития ребенка в музыкальной деятельности.
В музыкальных центрах представлены:
- пособия и материалы, побуждающие ребенка к развитию восприятия н ародноймузыки;
- пособия и материалы, побуждающие ребенка к детской исполнительской деятельности;
- пособия и материалы, побуждающие ребенка к музыкально-творческой деятельности.
Образовательная область «Физическое развитие»
Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего
воспитания детей. В детском саду оборудование и пособия дают возможность продуктивно их
использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное
содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих
замыслов. Такой материал предоставляет возможность детям играть в подвижные и спортивных
игры.
Оборудование основных помещений ДОУ в соответствии с основными направлениями
развития воспитанников
Патриотическое направление воспитания: карта России, гимн России, символика РФ,
альбомы для рассматривания, развивающие игры.
Социально направление воспитания: развивающие игры и пособия, центры уединения,
атрибуты для сюжетно-ролевых игр, художественная литература, музыкальные колонки, телевизор
и т.д.
Познавательное направление воспитания: оборудование для экспериментальной и
исследовательской деятельности, дидактические и развивающие игры, различные конструкторы и
пособия, интерактивная доска.
Физическое и оздоровительное направление воспитания: спортивные уголки с различным
оборудованием, спортивный инвентарь и оборудование из нетрадиционного материала, наглядные
пособия и т. д.
Трудовое направление воспитания: «Уголки дежурств», «Уголки природы», различный
инвентарь для трудовой деятельности, наглядные пособия и альбомы.
Этико-эстетическое направление воспитания: «Уголки творчества» с необходимым
материалом для традиционной и нетрадиционной художественной деятельности детей, театр,
музыкальные инструменты и т.д.
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
В МАДОУ Детский сад «Рябинка» работают семь педагогов. Из них: 1 старший воспитатель, 5
воспитателей, 1 музыкальный руководитель.
5 педагогов имеют первую квалификационную категорию. С целью самосовершенствования
педагогический состав регулярно проходит курсы повышения квалификации, а также участвует в
вебинарах и семинарах различного уровня.
Для реализации физического и оздоровительного направления воспитания привлечен тренер
МАОУ ДО «Бичурской ДЮСШ».
Безусловно, процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте
означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса,
подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств
происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие
28

должно иметь комплексный характер.
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность
результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это
обусловлено действиями факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их
социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности
воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на
его ход и результаты. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно
тем, что идет в двух направления: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к
воспитателю. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е на той
информации, которая поступает от воспитанника. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем
целесообразнее воспитательное воздействие.
При организации воспитательных отношений необходимо использовать потенциал основных и
дополнительных образовательных программ и включать воспитанников в разнообразную,
соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям, деятельность, направленную на:
-формирование у детей гражданственности и патриотизма;
-опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами;
-приобщение к системе культурных ценностей;
-готовности к осознанному выбору профессии;
-экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям,
собственному здоровью;
-эстетическое отношение к окружающему миру;
-потребности самовыражения в творческой деятельности, активной жизненной позиции.
Воспитательная деятельность педагога включает в себя реализацию комплекса
организационных и психолого-педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения
оптимального развития личности ребенка.
Разделение функционала, связанного с организацией и реализацией воспитательного
процесса:
Наименование должности
Функционал, связанный с организацией и реализацией
воспитательного процесса
Заведующий детским садом
-управляет воспитательной деятельностью на уровне ДОУ;
-создает условия, позволяющие педагогам реализовать
воспитательную деятельность;
-проводит анализ итогов воспитательной деятельности в
ДОУ за учебный год;
-планирует воспитательную деятельность в ДОУ на
учебный год;
-контроль за исполнением управленческих решений по
воспитательной деятельности в ДОУ.
Старший воспитатель
-формирует мотивацию педагогов к участию в разработке и
реализации разнообразных образовательных и социально
значимых проектов;
-обеспечивает наполнение сайта ДОУ информацией о
воспитательной деятельности;
-организация
повышения
психолого-педагогической
квалификации воспитателей;
29

-организационно-коррекционная работа при проведении
общесадовских воспитательных мероприятий;
-участие воспитанников в конкурсах и т.д.;
-организационно-методическое
сопровождение
воспитательной деятельности педагогических инициатив;
-создание необходимой для осуществления воспитательной
деятельности инфраструктуры;
-развитие сотрудничества с социальными партнерами;
-стимулирование активной воспитательной деятельности
педагогов.
Воспитатель, музыкальный -обеспечивает
занятие
детей
творчеством,
медиа,
руководитель,
физической культурой и т.д.;
тренер
МАОУ
ДО -формирование у воспитанников активной гражданской
«Бичурской ДЮСШ».
позиции, сохранение и приумножение нравственных,
культурных и научных ценностей в условиях современной
жизни, сохранение традиций ДОУ;
-организация работы по формированию общей культуры
будущего школьника;
-внедрение здорового образа жизни;
-внедрение в практику воспитательной деятельности
научных достижений, новых технологий образовательного
процесса;
-организация участия воспитанников в мероприятиях,
проводимых районными, республиканскими структурами в
рамках воспитательной деятельности.
Помощник воспитателя
-совместно с воспитателем обеспечивает занятие детей
творчеством, трудовой деятельностью;
-участвует в организации работы по формированию общей
культуры будущего школьника.
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения реализации
программы воспитания в ДОУ включает:
-Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013г. № 1155;
-Локальные акты ДОУ.
3.6. Календарный план воспитательной работы
На основе рабочей программы воспитания ДОУ составляет примерный календарный план
воспитательной работы.
Примерный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей
по
следующим этапам:
30

- погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр, экскурсии
и пр.);
- разработка коллективного
проекта,
в
рамках
которого
создаются
творческие продукты;
- организация события, которое формирует ценности.
Данная последовательность является циклом, который при необходимости может повторяться
в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.
Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого события,
после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию на
основе ценности или наоборот.
События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть
интегративными.
Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В
ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи и
виды деятельности детей в каждой из форм работы.
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику на основе
наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики находится понимание
ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его поведении.
Календарный план воспитательной работы является открытым для внесения изменений.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(30133)42-5-93

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».